Alternative content

События и новости / Мероприятия АПП / Круглый стол ПРЯМЫЕ ПРОДАЖИ – ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ВИД ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ Гостиница «Мэрриот Тверская», Москва 1 июня 2000 года

Круглый стол ПРЯМЫЕ ПРОДАЖИ – ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ВИД ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ Гостиница «Мэрриот Тверская», Москва 1 июня 2000 года

1 июня 2000 года в Гостинице Мэрриот Тверская прошел Круглый стол на тему «Прямые продажи –перспективный вид продвижения товаров и услуг на потребительском рынке.»
Основной целью проведения данного Круглого стола было создание имиджа прямых продаж в государственных органах власти, потребительских организациях и в обществе, как честного, надежного и законного вида торговой деятельности.

Александр Аузан, Президент Конфедерации Обществ потребителей (КонфОП), в своем выступлении сказал, что Российское Правительство находится в процессе развития политики социального контракта и данный Круглый стол может рассматриваться, как элемент подготовки этого контракта. КонфОП продекларировал свою политику на конференции, проводившейся в октябре 1999 года. Ее главным принципом «Саморегулирование взамен защиты». Он сказал, что многие годы потребители были в оппозиции бизнесу, а сейчас их позиция изменилась. Бизнес готов к саморегулированию. Саморегулирование предпочтительнее для потребителей и менее дорого, потому что оно позволяет проводить досудебное разбирательство исков потребителей. КонфОП рассматривает Ассоциацию прямых продаж (Россия) (АПП) как партнера и считает Кодекс профессиональной этики АПП эффективным инструментом саморегулирования. КонфОП абсолютно уверен, что статья о саморегулировании должна быть включена в программу Правительства РФ.

Джон Ло, Президент Ассоциации прямых продаж (Россия), сделал сообщение о нормативном и юридическом регулировании индустрии прямых продаж и многоуровневого маркетинга, а также о Кодексах профессиональной этики как эффективного метода саморегулирования отрасли.

Тамара Шокарева, Член Совета директоров Ассоциации прямых продаж (ЗАО Мэри Кэй), провела презентацию о разработке методов защиты потребительского рынка от мошеннических пирамидальных схем, об их отличительных чертах и необходимости разработки и принятия антипирамидального законодательства.

Дмитрий Янин, Вице-президент КонфОП, сделал сообщение, где он обратил внимание на большой потенциал саморегулирования в индустрии прямых продаж и позитивную роль АПП (Россия). Также он отметил, что в России сложилось некоторое негативное отношение к индустрии прямых продаж из-за некоторых компаний в период вхождения их на российский рынок и деятельности мошеннических пирамидальных схем. Действующее законодательство не предотвратило их деятельность. Существует только единственный прецедент в судебной практике в городе Пермь, где подобная деятельность была приостановлена и организаторы понесли наказание. Необходимо внести поправки в законодательство для предотвращения возникновения пирамидальных схем. КонфОП приветствует все инициативы по саморегулированию и принятие антипирамидального законодательства. Г-н Янин проявил большой интерес к Балтиморской модели, перевод которой был предоставлен участникам Круглого стола. Он также выразил пожелание, что АПП следует обратить больше внимания на образовательную деятельность, так как общество еще не знакомо с Этическим Кодексом , принятым АПП (Россия). Он обратил внимание на некоторые конфликтные ситуации, которые могут возникнуть при прямых продажах на российском рынке:

  1. Решение о покупке принимается под давлением продавца (импульсивная покупка). Способами защиты являются период «охлаждения» (7-14 дней) и возможность возврата товара в течение данного периода при условии сохранения товарного вида.
  2. Недостаток информации о товаре и продавце. Это относится к компаниям, не являющихся членами АПП (Россия). Потребитель должен при покупке получать информацию о продавце (имя, адрес), о производителе (название, адрес) и о компании прямых продаж. Чтобы решить эту проблему, КонфОП разрабатывает поправки к Закону о рекламе, а именно: «Бланк заказа при продаже товаров по образцам должен содержать информацию о цене, условиях поставки, названии и адресе продавца и производителя, а также адрес организации, уполномоченной принимать претензии (компания, действующая на рынке)».
  3. Соглашение между продавцом и компанией прямых продаж должно соответствовать требованиям российского законодательства. К сожалению, компания «Цептер» нарушает эти требования. Саморегулирующимся организациям, таким как АПП (Россия), следует отслеживать и контролировать эти требования еще до появления новой компании на рынке. Существующее законодательство, регулирующее прямые продажи, устарело и необходимо разработать новое с привлечением представителей индустрии прямых продаж.


Магнус Браннстром, Член Совета директоров Ассоциации прямых продаж (Орифлейм), рассказал о преимуществах метода прямых продаж для потребителей и предпринимателей в России.

Сергей Баткаев, Руководитель департамента, Министерство по антимонопольной политике РФ (МАП), в своем выступлении говорил о необходимости разработки Правил продаж вне точек розничной торговли (посылочная торговля, теле-магазины, электронная коммерция и прямые продажи). Он сказал, что МАП получил соответствующее распоряжение от Правительства РФ о создании таких Правил до 1 марта 2001 года. Предполагается определить в данном документе наличие в бланке заказа, передаваемом потребителю, всей необходимой информации. Он отметил, что период «охлаждения» является важным понятием и также должен быть внесен в вышеуказанные Правила. Он призвал АПП (Россия) более широко рекламировать свои Кодекс и логотип. МАП хотел бы отменить обязательную сертификацию большой группы товаров. Система обязательной сертификации будет заменена добровольной и АПП (Россия) могла бы взять на себя обязательства органа добровольной сертификации. Было бы целесообразно, отметил г-н Баткаев, пригласить представителей АПП принять участие в работе межотраслевого совета для обсуждения проекта данных Правил.

Сергей Котов, Руководитель департамента, Министерство по антимонопольной политике РФ (МАП), выразил мнение, что Правительство должно регулировать прямые продажи, но в разумных пределах. Унифицированные Правила должны быть едины для всех. Он отметил, что российский Кодекс профессиональной этики демонстрирует, что у АПП и МАП одинаковые цели (пункты 2.3- Описание и демонстрация, 2.9- Рекламные материалы).

Людмила Петрова, Министерство Торговли РФ, проинформировала участников Круглого стола, что ее Министерство принимает участие в разработке поправок к Постановлению Правительства №55 «Правила продаж отдельных видов товаров». Данная работа проводится в соответствии с Распоряжением Правительства РФ и в ней участвуют представители Гильдии компаний сетевого маркетинга.

Валерий Киселев, Торгово-Промышленная Палата РФ , говорил о важности диалога между представителями бизнеса и Правительством и необходимости поддержки легитимных компаний в ведении их бизнеса. Он отметил позитивную роль прямых продаж в социально-экономическом развитии России.

Энтони Доннан, Председатель Европейской ассоциации производителей косметики (COLIPA), парфюмерии и бытовой химии, член Совета Директоров Федерации европейских ассоциаций прямых продаж (FEDSA), завершил дискуссию с докладом о саморегулировании в системе прямых продаж.
Региональные представители потребительских организаций говорили о целом ряде претензий к компании «Цептер». Существует много обращений в суды от неудовлетворенных потребителей. Г-н Янин объяснил, что компания «Цептер» нарушает российское законодательство о защите прав потребителей. Участники получили разъяснения, что компания «Цептер» не является членом Ассоциации прямых продаж (Россия).

По окончании Круглого стола состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие журналисты следующих изданий: Газета «Коммерсант-Daily», Журналов «Коммерсант-Деньги», «Компания», «Спрос».

Прграмма
Список участников