Alternative content

Для СМИ / Официальные позиции АПП / Официальная позиция АПП по вопросу введения патента для самозанятых граждан

Официальная позиция АПП по вопросу введения патента для самозанятых граждан

В настоящее время проходит общественное обсуждение проект федерального закона «О внесении изменений в статью 112 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который предусматривает введение патента для самозанятых граждан.

Законопроект разработан во исполнение пункта 29 «антикризисного плана», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р. В этом документе сформулирована вполне конкретная задача: разработать «патент для самозанятых граждан», предоставив возможность уплаты самозанятыми физическими лицами налога и обязательных платежей по страховым взносам одновременно с их регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей по принципу "одного окна".

Предполагалось, что эта система должна стать привлекательной для граждан, осуществляющих определенные виды приносящей доход деятельности без привлечения наемных работников и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Ожидаемый результат от применения такой системы определен как «упрощение процедур, связанных с применением патентной системы налогообложения самозанятыми гражданами, снижение неформальной занятости в сфере малого предпринимательства».

Однако анализ текста законопроекта свидетельствует о том, что представленная для публичного обсуждения версия документа не решает поставленных задач и не достигает объявленных целей, поскольку содержит два существенных ограничения.

1. В проекте закона под самозанятыми понимаются физические лица, не имеющие наемных работников и зарегистрированные в установленном порядке. Согласно законопроекту предлагаемая патентная система может применяться индивидуальным предпринимателем - самозанятым физическим лицом только в отношении одного из трех видов деятельности: 1) услуги по репетиторству; 2) услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства; 3) услуги по ремонту жилых и нежилых помещений.

Представляется, что предложение столь ограниченного перечня видов деятельности, в отношении которых допускается применение новой патентной системы, не соответствует ни продекларированным целям, ни ожиданиям самих самозанятых граждан, заинтересованных в урегулировании своих отношений с государством. При этом остаются не ясными критерии отбора видов деятельности для применения данной патентной системы и причины дискриминации по отношению к другим видам деятельности. Так, услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства включены в разрешенный перечень, а во многом сопряженные с ними услуги сиделок в него не попали; педагоги, предлагающие услуги по репетиторству, могут получить патент для «самозанятых», а частные логопеды этого «не заслуживают».

В список не вошли такие распространенные в сфере самозанятости виды деятельности, как мелкие бытовые услуги и мелкий бытовой ремонт, разносная торговля, услуги нянь и сиделок, парикмахерские и косметические услуги и прочие.

Таким образом, возникает вопрос о целесообразности и экономической обоснованности разработки отдельной системы налогообложения и налогового администрирования всего для трех видов деятельности. Очевидно, что принятие данного предложения резко ограничит сферу применения этой патентной системы и не позволит легализовать свою деятельность большому числу самозанятых граждан.

2. Как следует из пункта 12 статьи 2 законопроекта, налог уплачивается не позднее даты выдачи патента, то есть фактически авансом, и не зависит от величины получаемого в дальнейшем дохода. При этом в плату за патент не входят обязательные платежи по страховым взносам. Самозанятый гражданин, приобретая патент, обязан до окончания срока его действия уплатить фиксированные страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

В законопроекте не предусмотрена возможность уменьшения налога на сумму уплаченных страховых взносов, как это действует в рамках упрощенной системы налогообложения. По сути, патент предусматривает два разнесенных по времени и не зависящих от дохода фиксированных платежа: налоговый и страховой, что противоречит предусмотренному в «антикризисном» плане принципу "одного окна" для самозанятых граждан.

Следует констатировать, что предлагаемый в законопроекте механизм не только не улучшает, а даже ухудшает условия ведения предпринимательской деятельности по сравнению с действующей упрощенной системой налогообложения: при УСНО налог не платится авансом, а зависит от фактически полученного индивидуальным предпринимателем дохода и может быть уменьшен на сумму страховых отчислений.

В текущем 2015 году фиксированная сумма страховых взносов составляет 22261,38 руб. и рассчитывается от минимального размера оплаты труда, который ежегодно индексируется. Очевидно, что в последующие годы эта сумма будет только увеличиваться. Если в 2016 году МРОТ возрастет на 4 % и составит 6204 руб., как это предусмотрено проектом федерального закона, № 911766-6 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда», обязательный платеж возрастет до 23153,33 руб., т.е. на те же 4 %.

Как свидетельствуют проведенные нами исследования, порядка 70 % индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников, получают доход до 10 тысяч рублей в месяц или 100 тысяч рублей в год. При таких небольших доходах самозанятое физическое лицо имеет возможность заплатить 6 тысяч рублей налога, но сумма в размере 22-23 тысяч рублей страховых взносов – это чрезмерное обременение, «убивающее» всякий стимул к легализации. Если учесть, что в полученных доходах определенную часть составляют предпринимательские расходы, то практически все реальные доходы самозанятого гражданина должны пойти в счет уплаты страховых взносов.

В текущем 2015 году при облагаемом годовом доходе до 371 тыс. рублей индивидуальный предприниматель, применяющий УСНО, может полностью зачесть налоговый платеж на сумму уплаченных страховых взносов. В 2016 году этот показатель составит 385 889 руб.

Главная проблема при применении УСНО – это высокая налоговая нагрузка для самых «маленьких». В 2015 году при годовом обороте менее 100 тыс. рублей предприниматель должен заплатить 22 261,38 руб. страховых взносов или более 22,3% от дохода; при обороте 371 тыс. рублей уплачивается та же сумма, но она составляет только 6 % от дохода.

Представляется, что целевой или фокусной группой для предлагаемой патентной системы должны стать самозанятые физические лица с валовым годовым доходом до 400 тыс. рублей, для которых применение УСНО является чрезмерно обременительным. По нашим расчетам, средневзвешенная сумма налога в размере 6 % от дохода для самозанятых граждан с годовым оборотом до указанной суммы составляет порядка 10 тыс. рублей. Таким образом, максимальная стоимость патента не должна превышать 10 тыс. руб. в год.

С целью расширения сферы действия предлагаемой в законопроекте патентной системы, упрощения процедур по налоговому администрированию и максимального вовлечения в правовое поле самозанятых граждан предлагается:

1) применить общеправовой принцип «lege prohibetur resolvere» или «не запрещенное законом разрешено», т.е. распространить предлагаемую патентную систему на любые виды приносящей доход деятельности с одновременным утверждением перечня видов деятельности, в отношении которых применение данной системы запрещается. Представляется целесообразным включить в запретительный перечень лицензируемые виды деятельности и связанные с производством и оборотом подакцизной продукции, а также другие, требующие особого государственного регулирования и контроля;v

2) установить в качестве критерия применения патента для «самозанятых» доходы налогоплательщика от реализации работ и услуг до 400 тыс. рублей в год или оборот, при котором индивидуальный предприниматель, применяющий УСНО, может полностью зачесть налоговый платеж на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Это будет способствовать более равномерному распределению налоговой нагрузки для самозанятых физических лиц с минимальными доходами;

3) предусмотреть единый платеж, включающий социальные взносы на обязательные виды страхования, и по суммам учитывающий фактическую способность налогоплательщика к уплате налога, как это определено в пункте 2 статьи 3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Стоимость патента, определяемая на основе статьи 346.50 Налогового кодекса РФ, не должна превышать 10 тыс. рублей в год.