Alternative content

События и новости / Мероприятия АПП / Круглый стол ПРЯМЫЕ ПРОДАЖИ. ЗТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ Гостиница «Рэдиссон Славянская», Москва 23 января 2001 года

Круглый стол ПРЯМЫЕ ПРОДАЖИ. ЗТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ Гостиница «Рэдиссон Славянская», Москва 23 января 2001 года

23 января 2001 года в конференц-зале гостиницы «Рэдиссон Славянская» прошел круглый стол на тему «Прямые продажи. Этические стандарты», организованный Ассоциацией прямых продаж (Россия).

На заседании круглого стола обсуждались вопросы, связанные с проектом «Правил продажи товаров в месте нахождения покупателя (разносной торговли)», подготовленным Министерством экономического развития и торговли РФ. Этот нормативный документ разрабатывался в соответствии с законом "О защите прав потребителей" и определяет порядок осуществления прямых продаж товаров, а также регулирует отношения между организатором прямых продаж и продавцом товара, с одной стороны, и покупателем, с другой стороны.
В заседании круглого стола приняли участие: Ассоциация прямых продаж (Россия), Конфедерация обществ потребителей, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Торгово-промышленная палата РФ, Гильдия компаний сетевого маркетинга, представители Обществ потребителей и Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства из Санкт-Петербурга, Самары, Рязани, Ростова-на-Дону, Барнаула, Хабаровска, Екатеринбурга.

Согласно «Правилам», предложенным Министерством экономического развития и торговли РФ, продавец должен предоставлять покупателю исчерпывающую информацию о товаре на русском языке: от наименования и страны происхождения до правил и условий его эффективного и безопасного использования. Продавец также должен продемонстрировать покупателю все потребительские свойства товара, разъяснить назначение и продемонстрировать его. Однако при этом продавец не должен быть назойливым – один из пунктов «Правил прямых продаж» требует «незамедлительно прекратить разъяснения и демонстрацию товара по просьбе покупателя». У каждого продавца обязательно должны быть все необходимые документы – от собственной карты продавца до текста закона о защите прав потребителя и данных правил, не говоря уже о сертификате соответствия на товар.
Если новые «Правила» вступят в силу, покупатель будет избавлен от необходимости приобретать что-то в «нагрузку» или приводить новых клиентов, как это иногда случается. Претензии по качеству товара покупатель может предъявить продавцу или организатору прямых продаж (сведения о нем можно получить у продавца).

В контексте проекта «Правил продажи товаров в месте нахождения покупателя» участники круглого стола обсуждали вопросы защиты прав потребителей, этические принципы деятельности в системе прямых продаж, а также существующую систему сертификации товаров, работ и услуг относительно потребителя. С точки зрения Конфедерации обществ потребителей, существующая система сертификации товаров и услуг охватывает 85 % потребительского рынка, отвлекает из экономики от 100 до 150 миллионов долларов, вместе с тем не обеспечивает должного уровня качества. В связи с этим обсуждались возможности реформирования системы - сокращение неоправданно высоких затрат предпринимателей на осуществление деятельности и, как следствие этого, снижение стоимости товаров поступающих в торговлю.

Участие в проекте «Правил продажи товаров в месте нахождения покупателя» является следующим шагом в политике Ассоциациии прямых продаж (Россия), направленной на приведение российской практики в соответствие с международными нормами и стандартами ведения бизнеса. Ранее Ассоциацией был разработан Российский кодекс профессиональной этики в области прямых продаж, регулирующий взаимоотношения между компаниями, которые осуществляют прямые продажи, между продавцами, а также взаимоотношения между продавцами и компаниями, работающими в области прямых продаж. Принципы Кодекса, направленные на защиту прав потребителей, в ряде случаев превышают требования российского законодательства.

Принятие нормативного акта «Правила продажи товаров в месте нахождения покупателя» станет новым этапом в развитии индустрии прямых продаж в России, которые призваны обеспечивать конечного потребителя высококачественными товарами на справедливых условиях. «Правила» будут способствовать устранению предубеждений против системы прямых продаж, сложившихся вследствие неподготовленности российского рынка к прямому взаимодействию продавцов и покупателей. Основные проблемы были связаны с недостаточной разработанностью правовой базы, смешению понятий «прямые продажи» и «пирамидальные структуры», отсутствием единого этического кодекса среди продавцов системы прямых продаж.