Пирамидальные схемы



Что надо знать о пирамидальных схемах?


1. Пирамидальные схемы изначально нацелены на проигрыш подавляющего большинства участников. Пирамида работает просто: толпа участников оплачивает выигрыш для нескольких жуликов или счастливцев, пришедших пораньше и так же ушедших.
2. Пирамидальные схемы – это мошеннические структуры. Те, кто начинает пирамиду, обманывают участников осознанно. И именно они обогащаются, наживаясь на беде тех, кто попадет в пирамиду позднее. Те, кто пришел чуть позже, могут обманывать и других, и себя, надеясь, что успеют сорвать свой куш до того, как пирамида рухнет. Пришедшие еще позже часто не понимают, куда попали.
3. Пирамидальные схемы противозаконны. Они не относятся к тем сравнительно законным способам отъема денег, которые знал Остап Бендер, – он Уголовный Кодекс чтил. А вот пирамиды квалифицируются статьей 172.2 УК РФ как незаконная деятельность и преследуются по закону.


Замаскированная пирамида — волк в овечьей шкуре



Пирамиду маскируют самыми различными способами. Некоторые их организаторы придают своим схемам видимость компаний многоуровневого маркетинга. Они пользуются тем, что многоуровневый маркетинг – добросовестная коммерческая практика, которая широко используется компаниями различных отраслей, в том числе и в прямых продажах.
Чтобы создать видимость компании многоуровневого маркетинга, они представляют определенный набор товаров или услуг. Однако продажа этих товаров или услуг конечным потребителям практически отсутствует. Вместо этого источником доходов служит вовлечение новых участников, которые при вступлении в структуру вынуждены тратить крупные суммы на приобретение этих самых товаров или услуг. При этом спроса на такие товары нет – их невозможно (или почти невозможно) перепродать.
К сожалению, мошенническая суть пирамиды не всегда очевидна. Их организаторы не добивались бы успеха, если бы им не удавалось запутать людей. Очень часто в качестве распространяемого товара они выбирают какую-то новинку (возможно, с минимальной себестоимостью), для которой трудно найти ориентир рыночной стоимости, – «волшебные» средства, экзотические эликсиры, чудо-массажеры, криптовалюту, луковицы тюльпанов, в конце концов. Человеку со стороны практически невозможно понять, насколько разумна цена товара и есть ли на него спрос. Это само по себе должно быть «тревожным звонком». Но есть еще несколько вещей, которые надо твердо знать, чтобы отличить мошенников – строителей пирамид от добросовестного многоуровневого маркетинга, приносящего законный доход своим участникам.

Как отличить добросовестный бизнес от пирамиды

Чтобы ответить на этот вопрос, надо помнить: пирамидальная схема стремится «заработать» деньги на вас и других, вступающих в нее, в то время как компании многоуровневого маркетинга зарабатывают деньги вместе с вами по мере того, как вы и те, кого вы привлекли, продаете товары потребителям.

Из чего будет формироваться ваш доход в организации?

Если он зависит в первую очередь или исключительно от того, сколько людей вы приведете в организацию, – это однозначная пирамида. В добросовестной компании ваш доход будет зависеть от продаж – ваших личных и вашей команды.

Насколько велик вступительный взнос?

Как правило, первоначальные расходы дистрибьютора в многоуровневых компаниях невелики (это небольшой взнос за стартовый набор дистрибьютора, который поможет сразу приступить к продажам).
Пирамиды получают свой доход от привлечения новых участников. Поэтому у них вступительный взнос обычно большой. Он может быть замаскирован: его могут называть обязательным начальным объемом приобретаемого товара, взносом за обучение или пакетом программного обеспечения – главное, что сумма будет большой. Это должно серьезно насторожить.

Пользуется ли спросом товар, который вам предлагают реализовать?

Прежде чем подписать договор, задайте себе вопрос – знаете ли вы людей, которым вы можете продать товар? Можете ли вы представить себе кого-то, кто будет им пользоваться? Согласится ли такой человек отдать за этот товар требуемую сумму? Если вам в голову не приходит логичный и понятный ответ на эти вопросы, то это еще один громкий «тревожный звонок».
В основе многоуровневого маркетинга лежат продажи конечным потребителям. Это, в свою очередь, предполагает наличие товаров, пользующихся спросом. Пирамидальные схемы, напротив, совершенно не нацелены на продажу потребителям. Источник доходов – деньги от вновь привлеченных членов пирамиды, которые приобретают товары исключительно по причине обязательности этих закупок для сохранения членского статуса.

Сможете ли вы вернуть купленный вами и нераспроданный товар?

Уточните, что будет, если вы решите бросить предлагаемое вам занятие. В таком случае добросовестные компании, выполняющие требования Кодекса профессиональной этики Ассоциации Прямых Продаж, гарантируют, что примут обратно все, что вы у них приобрели за последние 12 месяцев, но не продали: товар (конечно, неповрежденный), рекламные материалы и вспомогательные принадлежности, облегчающие сбыт продукции. При этом вам должны вернуть не менее 90% от их первоначальной стоимости.


Как не попасть впросак


1. Не торопитесь и не позволяйте подгонять себя. Добросовестные многоуровневые компании существуют не день и не два. Если вас призывают «вступать, пока не поздно», или делают «предложение, которое действует только сегодня» — это очень серьезный повод насторожиться.
2. Задайте вопросы о компании и ее истории, подробней расспросите о продукции, о ее свойствах, цене, производителе; посмотрите на размер вступительного взноса (включая цену обязательного к закупке набора товаров); узнайте, есть ли гарантии на выкуп непроданной продукции в случае прекращения работы. Подробнее разберитесь в источниках доходов дистрибьютора.
3. Получите копии всей доступной документации и литературы компании, изучите ее интернет-ресурсы.
4. Проконсультируйтесь с теми, кто уже имел опыт сотрудничества с компанией и пользовался ее продукцией. Убедитесь, что продукция компании пользуется спросом у потребителя.
5. И еще раз перепроверьте всю информацию и только после этого принимайте решение.

Подспорьем вам может стать обращение в Ассоциацию Прямых Продаж, Международную Конфедерацию обществ потребителей, региональные общества защиты прав потребителей и в Роспотребнадзор. Они помогут вам лучше разобраться в тонкостях.

Если у вас возникло подозрение, что вы столкнулись с мошенниками, обратитесь в правоохранительные органы.



Скачать полный
текст брошюры